Stevie Wonder

Стиви Уандер (Stevie Wonder) — любимец американской публики и беспрекословный гений не только жанра r&b, но и всей популярной музыки. Будучи слепым почти от рождения, он тонко чувствует звук, — и это позволяет ему создавать яркие и жизнеутверждающие композиции, даже если они посвящены серьёзным расовым или социальным проблемам. Как и его кумир, Рэй Чарльз (Ray Charles), Стиви Уандер не ограничивается рамками музыкальных направлений и отказывается причислять себя к какому-либо жанру. Его лучшие записи — эклектичная смесь соул, фанка, рок-н-ролла, джаза, рэгги и элементов африканской музыки, и это не просто прогулка по стилям: Уандер вбирает в себя всё богатство музыки и выражает его в собственной неповторимой манере. Жанровое разнообразие, уникальный и узнаваемый голос, несравненная мелодичность, талант к сложным аранжировкам и страсть к романтическим, подчас сентиментальным балладам — всё это привлекло внимание самых разных слушателей к его творчеству. Помимо этого, Стиви Уандер был одним из пионеров в использовании синтезаторов, перевернув в 1970-е представления о музыке r&b. Его студийные альбомы представляли собой сложные, продуманные и концептуальные работы, смысл которых не сразу осознавался слушателем. Всё это сделало Стиви Уандера едва ли не самым лучшим музыкантом и композитором в жанре r&b, которому мог бросить вызов разве что Marvin Gaye и несколько позже Prince. Уандер был одним из многих артистов, начавших свою карьеру в юношеском возрасте на студии Motown Records в 1960-е, но очень скоро он стал самостоятельно принимать решения относительно своей карьеры и выпустил серию чрезвычайно популярных альбомов, таких как Talking Book, Innervisions и Songs in the Key of Life, которые ныне считаются классикой его творчества.

Уандер (урождённый Stevland Hardaway Judkins) появился на свет 13 мая 1950 года в Saginaw, штат Мичиган. Его преждевременное рождение привело к тому, что ребёнок был помещён в кислородную камеру; вероятно, это и стало причиной его расстройства зрения, состояния, известного под названием «ретинопатия». В 1954 году семья переехала в Детройт, где юный Стиви начал петь в церковном хоре и раскрыл свою невероятную музыкальную одарённость, к девяти годам освоив фортепиано, барабаны и губную гармонику. В 1961 году на одном из его выступлений с друзьями среди слушателей оказался Ronny White из популярной в те годы группы Miracles, который помог организовать прослушивание у Berry Gordy, легендарного основателя Motown Records. Горди немедленно согласился, и Стиви Уандер в команде с композитором Clarence Paul начал издавать свои записи на Motown под именем Little Stevie Wonder, первой из которых стал альбом A Tribute to Uncle Ray (1962), состоящий из каверов на композиции его кумира. Первые издания не имели большого коммерческого успеха, но всё изменилось в 1963 году с выходом концертной записи The 12 Year Old Genius, на которой, в частности, была инструментальная композиция для губной гармоники Fingertips. В немного отредактированном виде она была выпущена как сингл под названием Fingertips, Pt. 2 и тут же стала очень популярной. Кроме того, альбом The 12 Year Old Genius стал первой пластинкой Motown, которая попала на вершины чартов.

Уандер выпустил ещё ряд синглов, не имевших, впрочем, такого же коммерческого успеха, как Fingertips, Pt. 2. По мере того, как юноша взрослел, неизбежные изменения в его голосе временно приостановили карьеру. Это время Стиви посвятил изучению классической игры на фортепиано в Школе для слепых штата Мичиган. В 1964 году он избавляется от приставки «Little» в своём творческом псевдониме и вновь привлекает к себе внимание синглом Uptight (Everything's Alright) — первой успешной композицией, написанной им самим, которая открыла публике нового, более зрелого вокалиста. В 1966 году Уандер впервые обозначает свою гражданскую позицию кавером на композицию Боба Дилана Blowin' in the Wind, однако, последнее слово в выборе издаваемого материала пока остаётся за Motown Records.

К этому времени Уандер постепенно начинает принимать всё большее участие в развитии собственной карьеры. Несколько написанных им в соавторстве синглов сразу же становятся хитами, а альбом 1968 года For Once in My Life обозначает его растущие амбиции — он пишет сам почти половину материала, а также продюсирует несколько композиций. В 1970 году Стиви Уандер впервые упоминается как продюсер на альбоме Signed, Sealed & Delivered — очередной хит музыкальных чартов, композиция Signed, Sealed, Delivered I'm Yours, написана в соавторстве с вокалисткой Syreeta Wright, которая вскоре выходит замуж за Стиви.

1971 год оказывается поворотным в карьере Уандера. К его 21 дню рождения контракт с Motown истёк, и он получил право распоряжаться своими лицензионными отчислениями. За месяц до дня рождения выходит его альбом Where I'm Coming From, который полностью спродюсирован самим артистом; большинство аранжировок он пишет самостоятельно, с активным использованием клавишных и синтезаторов. По слухам, его бывшему патрону Berry Gordy не особенно понравилась эта запись, и большого успеха она не имела, но налицо было явное желание музыканта работать концептуально, раскрывая свой артистический талант, вместо того, чтобы издавать записанные для него поп-хиты Motown, разбавленные проходным материалом. Уандер не стал сразу же продлевать свой контракт, как этого ожидала студия. Вместо этого он использовал свои возможности и оборудовал собственную студию звукозаписи. Новый издательский контракт с Motown предполагал существенный рост его отчислений и сохранял за ним права на музыку, но, что было наиболее важным, артист отныне самостоятельно определял творческое направление своих будущих альбомов.

Освободившись от диктата Motown Records, Стиви Уандер начинает полностью раскрывать свой многогранный талант. Одним из первых альбомов, записанных в его студии, был Music of My Mind, — альбом, выпущенный в 1972 году и расширивший рамки жанра r&b. Примерно тогда брак Стиви распадается, хотя бывшие супруги и остаются в приятельских отношениях, а Уандер продюсирует несколько композиций для альбома своей бывшей жены. В том же году Стиви отправляется в тур вместе с Rolling Stones, привлекая к своей музыке широкую «белую» аудиторию.

Следующий альбом, Talking Book, Уандер выпускает в конце 1972 года, и эта запись делает его суперзвездой. Talking Book оказывается одним из самых сильных альбомов жанра и демонстрирует виртуозные футуристичные эксперименты автора с электроникой. Заводная фанковая Superstition и джазовая баллада You Are the Sunshine of My Life становятся стандартами популярной музыки, и впоследствии Уандер получает сразу три премии Grammy за эти две композиции. Альбом 1973 года Innervisions, посвящённый состоянию современного общества, бьёт рекорды популярности. Композиции Living for the City и Higher Ground достигают вершин чартов, и в итоге альбом Innervisions получает премию Grammy в номинации «Лучший альбом года». Стиви Уандер имел все шансы не стать свидетелем популярности своей новой работы — по пути на один из концертов в штате Северная Каролина на автомобиль, в котором ехал артист, падает дерево. Музыкант получает серьёзные травмы головы и впадает в кому, но к счастью, полностью выздоравливает.

Работа 1974 года Fulfillingness' First Finale выглядит более обособленной на фоне его предыдущих альбомов и менее доступной для слушателя. Тем не менее, ряд композиций, в частности, Boogie On, Reggae Woman и You Haven't Done Nothin', посвящённая острой критике президента Никсона, становятся хитами, и за этот альбом артист получает свою вторую премию Grammy. После этого Стиви Уандер два года проводит в студии, записывая большую работу, которая станет одним из его самых выдающихся творений, — Songs in the Key of Life. Выпущенный в 1976 году, альбом занимает целых три виниловых пластинки. Критики разделились во мнениях — некоторые из них отмечали перегруженность альбома, другие же, напротив, называли работу кульминацией карьеры артиста. Впрочем, правы оказались обе стороны. Альбом также получил премию Grammy как лучший альбом года и стал отметкой об окончании важного периода в карьере Уандера.

Вложив невероятное количество энергии в Songs in the Key of Life, Стиви Уандер не выпускает новых записей три года. В 1979 году он возвращается с большей частью инструментальным альбомом Journey Through the Secret Life of Plants, который будто записан как саундтрек к неизданному документальному фильму. Альбом попал в лучшую десятку, но в целом аудитория встретила его прохладно. Чтобы развеять слухи о том, что Стиви Уандер «сдаёт позиции», артист выпускает прямолинейный поп-альбом Hotter Than July в 1980 году. Альбом продолжает традиции, начатые Стиви в 70-х, но звучит намного более зрелым по сравнением с тем периодом, и поклонники в благодарность за возвращение «прежнего» Стиви впервые в его карьере делают этот альбом платиновым.

В 1981 году Стиви начинает работу на следующим альбомом, выход которого раз за разом откладывается и вновь порождает слухи среди поклонников. К 1984 году альбом всё ещё не издан, однако, Стиви Уандер принимает участие в записи музыки к фильму The Woman in Red, для которого пишет композицию I Just Called to Say I Love You; она становится его самым большим хитом и получает премию «Оскар» как лучший саундтрек.

К 1985 году пятилетний труд над новым альбомом In Square Circle завершён. Хотя к этому времени аранжировки Уандера с использованием синтезаторов уже не звучат как прорыв в музыке, альбом снова становится платиновым. Стиви Уандер принимает участие в ряде благотворительных концертов и вскоре возвращается с новой работой Characters в 1987 году. К концу десятилетия музыкант удостаивается чести быть введённым в Зал славы рок-н-ролла.

Следующий студийный альбом выходит только в 1995 году под названием Conversation Peace и несмотря на две премии Grammy за композицию For You Love, становится коммерческим разочарованием. В том же году Coolio выпускает свой знаменитый кавер на Pastime Paradise под названием Gangsta's Paradise, который становится самой успешной композицей года. В свете вновь обретённой славы Стиви Уандер начинает работу со многими популярными артистами. В начале 2000-х годов студия Motown переиздаёт ранние работы Стиви Уандера 1972-1980 годов и выпускает компиляцию лучших хитов The Definitive Collection.

В 2005 году, после десятилетней паузы, Уандер выпускает A Time to Love, в работе над которым принимают участие Prince, Paul McCartney и дочь артиста Aisha Morris. Уандер продолжает работать со многими популярными современными музыкантами, такими как Snoop Dogg, Raphael Saadiq и Mark Ronson, не забывая и о регулярных концертных выступлениях.

steviewonder.net


Альбомы


Аудио

Another Star
As
Black Man
Boogie On Reggae Woman
Come Let Me Make Your Love Come Down
Dark 'n' Lovely
Do Like You
Don't You Worry 'Bout A Thing
Golden Lady
Have a Talk with God
Higher Ground
I Just Called To Say I Love You
I Wish
If Your Love Cannot Be Moved
Living For The City
Master Blaster (Jammin')
Pastime Paradise
Positivity
Sir Duke
Superstition
Tell Your Heart I Love You


Читайте также

Bobby McFerrin

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?