8 октября 2000 г.
Раньше музыка делилась на продвинутый рок и ширпотребовский попс, сейчас музыка либо форматная, либо нет. Существует и танцевальная музыка. Но вряд ли хоть одному музыкальному течению лучше, чем acid jazz, удалось с такой неподдельной силой вобрать в себя свежесть андеграунда, простоту и понятность массовой культуры, зажигательные ритмы этнических мотивов вперемешку с электронными сэмплами каменных джунглей, и при этом остаться искренней музыкой, идущей от души. Всё это и привлекает в ряды поклонников acid jazz всё больше и больше людей с каждым годом.
Что же такое кислотный джаз, а именно так переводится acid jazz? Происхождение самого термина уже обросло множеством легенд, согласно одной из которых британские ди-джеи Gilles Peterson и Chris Bangs с радиостанции Kiss FM в конце восьмидесятых назвали так одну из своих демо-кассет. По другой, тот же Джайлс Петерсон на одном из выступлений в ночном клубе, услышав необычное исполнение Криса Бэнгса, воскликнул: «Дружище, да это же просто acid jazz!»
Но легенды легендами, а acid jazz как новое направление в музыке появился в лондонских клубах в середине восьмидесятых. Тогда живые инструменты зачастую дополняли выступления ди-джеев, а сама музыка представляла собой жуткую смесь психоделики, фанка, джаза и электронной танцевальной музыки.
Но acid jazz вовсе не собирался избавляться от своей эклектичности и намертво занять фиксированную музыкальную нишу, тем самым заведомо себя ограничив. Так, основатель студии Acid Jazz Eddie Piller, пытаясь защитить диссертацию по теме acid jazz, не смог дать ни одного точного определения этому течению. Именно подобная универсальность позволила acid jazz не только выжить, но и добиться успехов в современной музыке, характеризующейся проникновением одного стиля в другой.
Кислотный джаз подпадает практически под любую категорию. Именно acid jazz смог соединить в себе такие направления, как этническая музыка, фанк, хип-хоп, соул, и все это приправить джазовыми реминисценциями на темы Джона Колтрейна (John Coltrane) и Майлса Дэвиса (Miles Davis). Зачастую эти жанры смешиваются, изменяясь по нескольку раз даже в рамках одной композиции. Поэтому порой так трудно определить даже не стиль конкретного исполнителя, а стиль отдельного произведения.
Как бы то ни было, acid jazz остаётся в первую очередь джазом — музыкой, взывающей к уму и сердцу. Выбиваясь из рамок джазового мэйнстрима, кислотный джаз является его логичным продолжением, пытаясь осмыслить былое наследие в контексте современной танцевальной культуры. Именно отход от классической джазовой академичности и камерности позволил кислотному джазу завоевать массового слушателя. Некоторые исследователи считают, что acid jazz стал решением спора между джазом 60-х и джазом 70-х, той альтернативой, которая позволила джазу развиваться дальше. Пусть многих не удивляет электронное звучание и кажущиеся дикими, на первый взгляд, заимствования ритм-секции из jungle, ведь настоящий джаз всегда славился именно своим живым звучанием. Но достаточно вспомнить free jazz и опыты Ornette Coleman, чтобы понять, что acid jazz лишь использует электронику как лучший инструмент для передачи бешено скачущего потока мыслей человека, подобно «потоку сознания» у Джойса. Танец стал подобен разговору, где каждое движение — слово.
Так, Борис Блэнк (Yello) считает, что будущее за танцевальной музыкой, поскольку именно танец был всегда актуален. «Первое, что создали люди, — это ритуальные танцы, и, будьте покойны, последнее, что они будут делать, это танцевать до упаду».
Но сколько ни говори, а лучше один раз услышать. А послушать действительно стоит такие команды, как Mother Earth, Jazzhole, James Taylor Quartet, DJ Takemura, DJ Krush, Jamiroquai, Incognito — и это лишь малая толика... Если же не встретятся эти имена, то можно обратить внимание на лейблы звукозаписывающих компаний, специализирующихся на музыке acid jazz, среди них Instinct, Planet Earth, Talkin' Loud, Acid Jazz, Compost, Bellissima и другие.
Независимо от того, останется ли acid jazz самобытным и уникальным стилем или вольётся в формат стандартной поп-культуры, это течение уже вошло в историю не как музыка, заставляющая дрыгаться и дёргаться, а как музыка, взывающая к душе и сердцу.
Читайте также