16 ноября 2007 г.
Санкт-Петербург, БКЗ «Октябрьский»
27 ноября 2007
Москва, ресторан The Apartment
29 ноября 2007
Одна из самых популярных джазово-вокальных групп современности, первые обладатели Grammy в поп- и джаз-категории, виртуозы вокальной джазовой аранжировки, группа Manhattan Transfer впервые и только в Петербурге в рамках мирового турне 27 ноября в БКЗ «Октябрьский» представит свою юбилейную программу. За свою историю группа Manhattan Transfer много раз удивляла и по-прежнему удивляет своих поклонников, требовательных музыкальных критиков и коллег по цеху. Но, кажется, время только работает на их славу и успех!
Моментом рождения вокального квартета принято считать октябрь 1972 года. С самых первых шагов на сцене группа пользовалась огромным вниманием и уважением среди поклонников вокального джаза. Экспрессивные шоу Manhattan Transfer в нью-йоркских клубах Reno Sweeny и Kansas City породили первую волну фанатизма, явно грозившую перерасти в культ.
Изданная в 1975 году их первая пластинка Manhattan Transfer (#33 в поп-чарте США), тепло принятая джазовой коммуной Америки и Европы, недвусмысленно заявляла о рождении новых звёзд. Инструментальную поддержку вокалистов в студии осуществляли многочисленные джазовые музыканты, в том числе Zoot Sims, Randy Brecker, Jon Faddis и Mel Davis. Представленные на альбоме вокальные кавер-версии Java Jive и Tuxedo Junction, равно как и агрессивный госпел-хит Operator, отметившийся на 22 строке американского рейтинга, знаменовали возвращение на большую сцену жанра вокализа, пребывавшего в полудрёме с середины 60-х.
Два следующих альбома, Coming Out и Pastiche (оба вышли в 1976-м), сводили к минимуму элементы чистого джаза, ориентируясь скорее на поп-версии песен из репертуара самых разных артистов и групп. В Великобритании релизы произвели фурор. Баллада Chanson d'Amour (из LP Coming Out) покорила английский чарт синглов. Концертный альбом 1978 года Manhattan Transfer Live не оставил никаких сомнений в международной популярности квартета.
В 1979 году Лорел Массе предпочла заняться собственной карьерой. Прекрасной заменой ей оказалась новая вокалистка Черил Бентайн (Cheryl Bentyne), начинающая актриса и певица из Вашингтона. Она быстро освоилась в коллективе и в том же 79-м году уже записывала с ними новую пластинку Extensions. Альбом, спродюсированный Джеем Грейдоном (Jay Graydon), включал первый настоящий поп-хит Manhattan Transfer — Twilight Zone / Twilight Tone. Написали эту песню (финалистку американского «Тор 30») Джей Грейдон и Алан Пол. Свежая версия композиции Birdland, появившейся за несколько лет до этого в репертуаре Weather Report, до сих пор остаётся визитной карточкой MT, самой популярной песней в их дискографии. Birdland, одна из самых исполняемых джазовых записей 1980 года, принесла квартету первую победу на церемонии Grammy — в номинации «лучшее джазовое вокальной исполнение».
На протяжении 80-х группа прощупывала почву едва ли не во всех американских песенных жанрах. Лонг-плей 1981 года Mecca for Moderns представил интересную версию трека Чарли Паркера (Charlie Parker) Confirmation, а также своеобразный инструментальный трибьют Францу Кафке Kafka. Имелся на этой пластинке и первый в истории группы финалист американского Тор 10 — кавер песенки Ad Libs 1965 года The Boy from New York City, фигурировавший во многих чартах. Альбом, спродюсированный тем же Джеем Грейдоном, поднялся на шестую позицию джазового чарта и на 22 строку поп-рейтинга — примечательное для джаз-коллектива распределение голосов.
Примечательное вдвойне, поскольку сделало Manhattan Transfer в своем роде пионерами. Ни одной джазовой группе не удавалось до этого завоевать две премии Grammy одновременно в поп- и джаз-категории. А MT в 1981 году создали прецедент, получив награду за лучшее исполнение джазовой группы с вокалом (трек Until I Met You (Corner Pocket)) и за лучшее исполнение поп-группы с вокалом (трек The Boy from New York City). Ещё через год они снова ушли с церемонии победителями, унеся награду за лучшее джазовое вокальное исполнение (с новой версией классической композиции Route 66).
Хотя Manhattan Transfer стремились к отточенному и лёгкому звучанию своих записей, которое не затрудняло бы их восприятие публикой, большая часть их работ была знакома только продвинутым меломанам. Вокальными гармониями четвёрки можно было только восхищаться, придраться к продюсированию было почти невозможно. И всё-таки средний слушатель оказывался не в силах переварить весь массив настолько разнообразного и так интенсивно преподносимого материала. Профессиональный уровень участников оставался неизменно блестящим и в 1983 году принёс коллективу ещё одну премию Grammy как лучшим джаз-вокалистам за трек Why Not. Песня была представлена на лонг-плее Bodies and Souls (1983), который почти два года не покидал рейтинг Billboard 200, а также ритм-н-блюзовый, соул- и джаз-чарты (первая десятка рейтинга Top Jazz Albums). Продюсером Bodies and Souls выступил Дик Рудольф (Dick Rudolph).
А вот продюсировать следующий студийный альбом рискнул уже сам Тим Хозер. И вывел квартет на небывалый уровень — как творческий, так и коммерческий. Диск 1985 года Vocalese задумывался как трибьют великому джаз-вокалисту Джону Хендриксу (Jon Hendricks). Название альбома отсылает к музыкальному стилю, который родился из наложения слов на ранее записанные инструментальные джазовые композиции. Все тексты для альбома написал Хендрикс, признанный мастер жанра. Постоянная бэк-группа, включавшая гитариста Уэйна Джонсона (Wayne Johnson), а также оркестр Каунта Бейси (Count Basie), тенор Джеймс Муди (James Moody), альтист Ричи Коул (Richie Cole) и другие великолепные музыканты помогли нью-йоркцам подарить вторую жизнь джазовым мелодиям, расцветив их фантастическими вокальными гармониями.
Критики в один голос называли Vocalese артистическим триумфом. А Тим Хозер, Дженис Сигель, Алан Пол и Черил Бентайн пережили ещё один триумф на церемонии Grammy. Начинать праздновать победу можно было на два месяца раньше, как только объявили список претендентов на премию. Vocalese был выдвинут сразу в 12 (!) категориях, уступив только Майклу Джексону с его блокбастером всех времен Thriller по количеству номинаций. На самой церемонии квартету рукоплескали дважды. Они стали лучшими среди вокальных джазовых коллективов и лучшими аранжировщиками вокала (партия Черил Бентайн и Бобби Макферрина (Bobby McFerrin) в треке Another Night in Tunisia). Меломаны тоже не оставались в стороне и гарантировали Vocalese вторую строку в джазовом чарте.
Свой воспитательный эффект могут иметь как поражения, так и явные удачи. Из успеха своего триумфального альбома Manhattan Transfer сделали конструктивные выводы. Может быть, следующие их записи и не достигали такого же шикарного эффекта, зато им очень пошло на пользу сведение всего массива бурлящих идей к одной чёткой концепции. По крайней мере, слушатели в обиде не остались. Лонг-плей 1987 года Brasil c блеском продемонстрировал возможности музыкантов в пределах традиционной бразильской музыки. Grammy в номинации «Лучшее исполнение поп-группы с вокалом» — достойное вознаграждение их усилий.
С конца 80-х пополнение дискографии Manhattan Transfer происходит уже не так активно, как раньше. Только через 4 года, в 1991 году, квартет публикует LP The Offbeat of Avenues. Ещё одна продюсерская попытка Тима Хозера — и очередная статуэтка Grammy за трек Sassy. Музыканты могут гордиться вдвойне. Текст песни принадлежал Дженис Сигель и Черил Бентайн, а музыку Сигель написала вместе с Биллом Бодайном (Bill Bodine). Стоит отметить, что Дженис Сигеь давно и очень успешно занималась и сочинением собственных композиций и аранжировками нового материала. Это помогло ей в работе над своим сольным дебютом Short Stories and Slow Hot Wind, к которому она привлекла пианиста Фреда Херша (Fred Hersch).
Обзор творческого наследия коллектива за 20 лет подготовил в 1992 году лейбл Rhino Records, издав компиляцию на двух дисках The Manhattan Transfer Anthology: Down in Birdland. В том же году музыканты предложили специальный рождественский подарок своим поклонникам — The Christmas Album. А после двухлетнего перерыва квартет дебютировал с детской пластинкой The Manhattan Transfer Meets Tubby the Tuba (1994), которую записывал с оркестром филармонии Неаполя. Языком музыки команда рассказала о приключениях персонажа по имени Tubby the Tuba, который из всех духовых инструментов умел извлекать только самые низкие ноты. Попадая в разные ситуации, Tubby осваивается с инструментами и овладевает всей гаммой звуков.
Полем вокальной деятельности в своей следующей записи, Tonin' (1995), музыканты выбрали ритм-н-блюз 60-х. Саунд доверили продюсеру Арифу Мардину (Arif Mardin), который предложил привлечь к студийным сессиям вполне нескромный список артистов: Фила Коллинза (Phil Collins), Бет Мидлер (Bette Midler), Бена Кинга (Ben E. King), Рут Браун (Ruth Brown), Феликса Кавалере (Felix Cavaliere; Rascals), Чаку Хан (Chaka Kahn), Би Би Кинга (B.B. King), Джеймса Тейлора (James Taylor) и других.
Альбом 1997 года Swing, спродюсированный Тимом Хаузером, добросовестно погружался в стихию свинга 30-х годов. Стараясь сохранить специфическую атмосферу оригинальных записей, музыканты предлагают новые версии King Porter Stomp Бенни Гудмена (Benny Goodman), Moten's Swing Бенни Мотена (Bennie Moten), I Know Why Глена Миллера (Glenn Miller), Skyliner Чарли Барнета (Сharlie Barnet). Вдохновенные интерпретации классических стандартов вывели запись в лидеры джазового рейтинга. Спустя три года вниманием квартета всецело завладел Луи Армстронг (Louis Armstrong). Трибьютом великому джазмену стал лонг-плей 2000 года The Spirit Of St. Louis. Он легко поднялся в первую тройку самых популярных джаз-альбомов.
Manhattan Transfer, как и больше тридцати лет назад, остаются весьма уникальным по исполнению концертным коллективом, которому всегда есть чем удивить джаз-фанов, и не только их; юбилейный (35 лет!) и единственный концерт в рамках мирового турне 27 октября в БКЗ «Октябрьский» покажет это.
Состав группы
Timothy D. Hauser
Janis Beth Siegel
Alan Paul Wichinsky
Cheryl Lynn Bentyne Allen