Stanley Jordan

14 сентября 2013 г.

Москва, клуб Алексея Козлова
6 октября 2013

Чтобы обеспечить аншлаг на этот концерт, достаточно сказать: именно Стэнли Джордан считается изобретателем двуручного тэппинга — «фортепианной» манеры игры на гитаре! Изобретение настолько революционное, что его авторство, разумеется, оспаривают… впрочем, величия Стэнли это нисколько не умаляет.

Родом Джордан из Чикаго, штат Иллинойс, ему 54 года, из которых 48 он отдал музыке — уже в 6 лет сел за пианино, а позже, подростком, подражая Джими Хендриксу и Карлосу Сантане, самостоятельно освоил гитару. Но уроков фортепиано не забыл — соединившись с новым увлечением, они привели его к оригинальной тэп-технике — игре на гитарном грифе двумя руками, как на рояле, извлекая звук из струны не ударом, а прижатием её к грифу, в который встроены специальные датчики.

О первенстве в этом открытии, как уже было сказано, до сих пор спорят, при этом соглашаясь, что именно Стэнли Джордан первым прославился как виртуоз тэппинга.

Играть с различными группами Джордан начал ещё подростком, а в 1976 году выиграл свой первый конкурс на джазовом фестивале в городе Рино, штат Невада. Теорией музыки он овладел в престижном Принстоне, где в 1981 ему довелось выступить с Бенни Картером (Benny Carter) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), после чего Джордан побывал на множестве джазовых фестивалей: Kool Jazz Festival в 1984, Concord Jazz Festival и Montreux International Jazz Festival в 1985. Кроме того, в 1980-х Стэнли довелось поиграть с Куинси Джонсом (Quincy Jones), Михалом Урбаняком (Michal Urbaniak) и Ричи Коулом (Richie Cole). И, наконец, в 1985 в свет вышел его первый диск Magic Touch, где помимо ансамблевых композиций были сольные, исполненные тэппингом.

Релиз стал сенсацией, его буквально смели с прилавков и номинировали на Grammy, что для дебютного альбома — фантастическая редкость! После этого Джордан стал ещё более желанным гостем джазовых фестивалей в Европе и Америке, массы клубов и концертных залов, где он постоянно экспериментирует — то исполняет песни Стива Уандера и «Битлз» в джазовой манере, то превращает «Болеро» Равеля в рок-, афро- и латина- композицию, то веселит публику, играя на двух гитарах сразу!

За годы карьеры Джордану удалось выпустить около 15 альбомов, самым «показательным» из которых считается сборник The Best of Guitar Tapping, подборка композиций, где Стэнли одновременно выдаёт сольную партию и партию аккомпанемента — и складывается впечатление, что Джордан играет за двоих.

Лучше всего об этом сказал великий коллега Джордана, Джон Скофилд: «Когда я слышу Стэнли, я думаю, что играют два человека!» Сам же Стэнли продолжает играть свой джаз-фьюжн, удивляя публику чудом тэппинга, и все серьёзные критики и издания всегда включают Джордана в свои версии «100 лучших гитаристов всех времён»!

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?