Reflection in Time

Modus

©1997

1. Melancholy
2. Hypnotizing Ourselves
3. One Journey
4. Lights of the Festival
5. Beauty of Nature
6. Blues Day
7. Jazz New Beats
8. Conversation
9. Reflection in Time
Дмитрий Косинский бас-гитара
Владимир Володин барабаны, перкуссионные
Валерий Люстров саксофон
Владимир Иванов клавишные
Сергей Зубков труба

Фанки жил, фанки ещё жив, а эсид будет жить — этот лозунг как нельзя лучше подходит для московской группы «Modus». То, что уже неинтересно играть опытным и перепробовавшим все стили мэтрам вроде Алексея Козлова, очень даже по душе молодёжи, которая выискивает в разных устоявшихся направлениях новые тенденции и смело «скрещивает» их друг с другом.

Результат налицо. То, что новый стиль ещё не определился окончательно, не имеет большого значения. Эсид-джаз у многих вызывает неприятие, но только по той причине, что за него часто выдаётся обыкновенная попса, притворяющаяся джазом. Точно такая же реакция была в своё время у первых энтузиастов новоорлеанского стиля на оркестр Пола Уайтмена. Но время расставило их всех по местам, и настоящая музыка вовсе не пострадала от того, что самозванцы и дальше время от времени пользовались её именем.

Вернемся, впрочем, к «Модусу». Одно из значений этого латинского слова — «мера», другое — «ритм», «размер». Оба они в сочетании друг с другом очень подходят к стилю ансамбля. Первое, что можно сказать после прослушивания, — «Ритм — это их стихия!» Но второй особенностью будет то, что ритм для них не самоцель, а только способ (кстати, «способ» — третье значение слова «modus»).

Горячий темп и ритмический рисунок фанки в сочетании с прохладными остинатными рисунками темы делают звучание группы одновременно живым, нерасслабленным, но и слегка отстранённым, философским. Нечто отдалённо похожее делал в конце жизни Майлс Дэвис, но у него было гораздо больше «черноты», «рэповости», чего у москвичей нет и в помине. В их мелодиях меньше блюза, больше виртуозности и практически нет той примитивности, за которую так ругают эсид. К тому же, в отличие от устоявшейся уже псевдотрадиции эсида, их темы имеют мало общего с латиноамериканскими и ближе к модальным вариациям.

Возможно, кому-то не понравится некоторая навязчивость и монотонность ритма, но, мне кажется, это сознательный приём: темповая фактура в этой музыке — как однородно зачернённый холст, на котором духовые и фортепиано плетут очень сложную, иногда декоративно-абстрактную, иногда реалистическую, яркую звуковую картину.

Самое время представить музыкантов: Владимир Иванов — клавишные, Владимир Володин — ударные, Дмитрий Косинский — бас-гитара, Валерий Люстров — тенор-саксофон, Сергей Зубков — труба. Отточенные, строгие, холодные соло на трубе изредка прерывают напор тенор-саксофона, который настолько энергичен, что подобные перерывы всегда бывают кстати. Да, чувство меры (в соответствии с названием группы) у ребят явно присутствует. Мне кажется, немалую роль в этом играет Владимир Иванов, который играет в ансамбле примерно ту же роль, что Дюк в своем биг-бэнде, и, меньше внимания уделяя сольным партиям, исполняет роль своеобразного «дирижёра». Впрочем, это лишь субъективное мнение, и, если я ошибся, заранее прошу прощения у музыкантов.

В завершение небольшая справка: до 1996 года эта группа носила название «Lilac Orchestra» и выпустила два компакт диска — Tsunami в 1994 году и New State/Alter Quality в 1995 на лэйбле «SNC Records».

Евгений Долгих
Jazz-Квадрат

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?