Трио Full Blast

12 февр. 2018 г.

Москва
Культурный центр ДОМ
25 и 26 февраля 2018

Календарный конец нынешней невыразительной и угрюмой московской зимы для любителей свободной музыки будет расцвечен долгожданным и щедрым подарком — нас ожидают целых два концерта супермощного трио Full Blast. Трио, в котором неутомимый и заслуженный боец импровизационного фронта, немецкий саксофонист и кларнетист, «отец европейского свободного джаза» Петер Брёцман встречается с двумя выдающимися швейцарскими музыкантами — бас-гитаристом Марино Плиакасом и барабанщиком Михаэлем Вертмюллером. Встречи эти происходят уже больше двенадцати лет, и задокументированы они на пяти ярчайших альбомах.

Манеру игры Вертмюллера называют «бластбитом в джазе» (бластбит — характерная для тяжёлых стилей «пулёметная» игра). Но и Плиакаса сравнивают преимущественно со спид-металлическими басистами — впрочем, в Full Blast бас нередко звучит и вовсе как ударный инструмент. При этом характер взаимодействия музыкантов в трио нельзя определить стандартной схемой «солист – ритм-секция»; каждый из музыкантов здесь является солистом со своей индивидуальной манерой исполнения. Следует особо отметить, что ансамбль занимается не только свободной импровизацией. Так, альбом Sketches and Ballads 2011 года, записанный с участием трёх приглашённых музыкантов, создан на основе 50-страничной композиции Вертмюллера. А на последнем альбоме, Risc 2016 года, взаимодействие инструментов сопровождается электронными вкраплениями, созданными саунд-артистом Гердом Рише, бывшим главой Берлинской академии электроакустической музыки, не дожившим до выхода диска.

Петер Брёцман в особом представлении любителям свободной импровизационной музыки, а тем более завсегдатаям Культурного центра ДОМ не нуждается. Людям, менее или совсем не знакомым с его творчеством, сообщим, что это поистине пионер и ветеран, ещё во второй половине 1960-х выпустивший несколько поворотных альбомов, которые стали классикой европейского джазового авангарда (с альбома Machine Gun вообще стоит начинать знакомство с этим музыкальным направлением). И многие дальнейшие его опыты, будь то остроумный и изобретательный дуэт Schwarzwaldfahrt с голландским барабанщиком Ханом Беннинком 1977 года или чикагский «тентет» с участием выдающихся импровизаторов из Европы и США, просуществовавший с 1997 по 2012 год, до сих пор поражают воображение.

Басист Марино Плиакас, не только получивший диплом по классу академической гитары, но изучавший также историю и русистику, в том числе в Петербурге, помимо Full Blast и трио Nohome с тем же Вертмюллером и сыном Петера, гитаристом Каспаром Брёцманом, известен в музыкальном мире как участник ансамбля Steamboat Switzerland, стиль которого в некоторых источниках определяется жутковатой конструкцией «хэммонд-авант-кор» (что означает сочетание авангарда, хардкора и звучания органа Hammond). Среди его партнёров — не только видные деятели европейской импровизационной сцены, но также недавно покинувший этот мир басист немецкой экспериментальной группы Can Хольгер Чукай и даже бывший участник The Velvet Underground Джон Кейл. В течение пяти лет на рубеже веков Плиакас возглавлял цюрихское отделение знаменитого Международного общества современной музыки (ISCM), продвигающего современную академическую музыку (при всей условности определения). В репертуаре как самого Плиакаса, так и ансамбля Steamboat Switzerland немало академических произведений, исполненных, в частности, совместно с выдающимся камерным ансамблем Klangforum Wien.

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?