Jay-Jay Johanson

7 августа 2013 г.

Санкт-Петербург, клуб «Зал ожидания»
12 сентября 2013

Удивительный и по-настоящему волшебный человек Джей-Джей Йохансон (Jaje «Jay-Jay» Johanson) родился в октябре 1969 года. Родители сызмальства приучили мальчика к Элвису и Гарднеру, брат и сестра — к ABBA и Sweet; результат закономерен: фортепиано покорено в семь лет, флейта и кларнет — в десять, саксофон — в четырнадцать. В те же радужные четырнадцать он берёт в руки гитару (бас и соло; между прочим, очень правильная последовательность) и делает первые аранжировки, в основном для друзей.

Энерджайзер Йохансона только набирает обороты: панк-группа, джазовый квартет, брейк-данс (где-то между — колледж, отделение архитектуры и графического дизайна), оформление компакт-обложек для мейджоров, Лондон, журнал ID (арт-директор)… К собственной музыке Джей-Джей пришёл лишь в середине девяностых, серьезно увлекшись Portishead. Итогом увлечения стал тройной выстрел: Whiskey (1996), Tattoo (1998), Poison (2000), который до сих пор считается одним из лучших электродостижений конца прошлого столетия. Диск Antenna, появившийся в 2002 году, лишь закрепил успех: такой электроники Европа ещё не слышала (точнее, не слышала такого дерзкого переосмысления электронной музыки), и к Йохансону намертво прилип ярлык мастера коммерческой стилизации, несмотря на то, что он неоднократно подчёркивал искренность собственных музыкальных амбиций.

Альбом Poison был написан в соавторстве с гитаристом из Cocteau Twins Робином Гатри, с последующей электронной аранжировкой Йохансона. Диск получил популярность в Европе, заняв высокие места в поп-чартах (№ 4 во Франции). В этом же году Йохансон записал саундтрек к фильму La Confusion des Genres (режиссёр Илан Дюран Коэн), а также создал видеомузыкальную инсталляцию Cosmodrome, впервые показанную в Дижоне. Всё это подготовило хорошую почву для выхода сингла On the Radio и следующего синти-поп альбома Antenna; популярность добавил и выход клипов на телевидении.

За Antenna последовали альбомы Rush и The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known, более разнообразные в музыкальном отношении, — композиции сочетали в себе меланхолически-джазовые интонации первых трип-хоповых альбомов и электроклэш-звучание Antennа.

В 2005 году музыкант решается на эксперимент и записывает (большей частью в Париже) кабаре-пластинку Rush, насмешку над всеми танцполами мира, в которой, вопреки тематике, уже почти не скрывает своей привязанности к музыке ушедших десятилетий (Элвис и Гарднер, помните?). Некоторые говорят, что прекрасные JJJ-альбомы чередуются с просто хорошими, но Rush ждал точно такой же приём, как и все прошлые работы Йохансона, и его самого, похоже, это нисколько не удивляет — он по-прежнему даёт концерты по всему миру и сопровождает аудиорядом показы Картье, Ланвина и Готье. Кажется, ему вообще можно всё: новый альбом The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known (2007) вообще лишён каких бы то ни было клубных ингредиентов… но красив настолько, что его всё равно будут крутить под каждым стробоскопом.

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?