Фестиваль Le Jazz 2009

29 марта 2009 г.

Москва, клуб «16 тонн» / ККЗ «Мир»
10-11 апреля 2009

Санкт-Петербург, театр «Мюзик-Холл»
12 апреля 2009

Фестиваль LeJazz, безусловно, самый романтичный проект агентства «АртМания». Каждый год запах мимозы, лёгкое чувство влюблённости, весенняя эйфория дополняются звуками самого модного и самого французского джаза. Несмотря на то, что джаз зародился вовсе не во Франции, а пришёл с другой стороны Атлантики, к концу войны Париж был назван второй столицей джаза после Нью-Йорка и постепенно стал обязательным пунктом в гастрольном турне каждого знаменитого джазмена. Париж и по сей день — интернациональный «перекрёсток» музыкальных стилей, город, где смешиваются звуки всех стран и сливаются в одну «великую реку» новые веяния.

Идея провести подобный фестиваль появилась одновременно у «АртМании», у Французского культурного центра и у посольства Франции в Москве. Жоэль Бастеннэр — в то время культурный атташе Франции в России — горячо поддержал идею популяризации французского джаза в России. Благодаря объединению усилий и энергии всех сторон, в 2005 году на первый фестиваль LeJazz собрались музыканты, которые и тогда, и сейчас выступают на самых престижных площадках мира: Бирели Лагрен, Мина Агоси, Анри Тексье.

В 2009 году фестиваль французского джаза LeJazz отмечает своё пятилетие. Но мы не планируем пышных торжеств. Всё будет как всегда: только лучшие музыканты — Michel Portal, Jacky Terrasson, Stefano Di Battista Quartet, только профессиональный звук, только хорошее настроение. Ведь всё равно в апреле самое главное — это любовь. В том числе — любовь к музыке.

Стефано ди Баттиста (Steffano Di Battista) — итальянский саксофонист, единственный итальянский вокалист джазового лейбла Blue Note. Стефано ди Баттиста принадлежит к тонкой, но весьма влиятельной прослойке европейских импровизаторов, исповедующих стопроцентно американский, глубоко традиционалистский подход к джазу. Он скрупулёзно следует канонам джазового мэйнстрима, причем в каждой новой записи обнаруживает тонкое знание какого-нибудь отдельного пласта мэйнстримовой мудрости. В более ранних работах он звучал «как в 60-е», играя добротный, искушённый хард-боп; в новом альбоме он погружается в историю джаза ещё дальше, исповедуясь в глубокой любви к бибопу 40–50-х. Собственно, это — посвящение Чарли Паркеру, имя которого синонимично понятию «бибоп» и основополагающе для понятия «альт-саксофон в последние 60 лет». Многие партии Паркера итальянский саксофонист играет совершенно дословно, тщательно воспроизводя не только ноты, но и интонации великого джазового реформатора.

Ди Батиста посвятил себя джазу в 16 лет, а уже в 21 он получил первую премию в Римской консерватории (Rome Conservatory). В 1994 году Стефано покидает Италию и переезжает в Париж, где моментально заслуживает репутацию тончайшего виртуоза. Начав работать с барабанщиком и композитором Альдо Романо (Aldo Romano), Стефано ди Батиста становится главной звездой Национального джазового оркестра, а потом переходит в секстет Мишеля Петручиани (Michel Petrucciani). В 1997 году Стефано организует собственную группу и выпускает альбом Volare. В том же году начинается сотрудничество музыканта с лейблом Blue Note. Всего за несколько лет Стефано выпускает пять альбомов, с туром посещает полмира, записывает восхитительный трибьют Чарли Паркеру и становится звездой международной величины.

И вот в 2007 году Стефано ди Баттиста записывает совершенно новый и даже местами неожиданный для него альбом Trouble Shooting. «Записывая альбом, я постоянно вспоминал слова Телониуса Монка — забудь о страховке. Всё хорошее начинается со случайности. Я впервые ослабил контроль над процессом — и жизнь заиграла новыми красками». Trouble Shooting — не просто 12 треков, но в первую очередь живое выступление, записанное со страстью, энергией и вдохновением. Саксофон ди Баттиста — временами мягкий и релаксирующий, а временами — напористый и страстный — растворяется в звучании группы. Закройте глаза — и музыка унесёт вас на побережье Сен-Тропе, заставит плакать и смеяться, танцевать, грустить, мечтать... от бибопа к босса-нове, от психоделик-джаза к расслабленному звучанию в духе оркестра Дюка Элингтона. Состав: Стефано Ди Баттиста (саксофон), Фабрицио Босо (труба), Франк Агуйон (ударные), Баптисте Тротиньон (клавиши).

Французские критики называют кларнетиста Мишеля Порталя (Michel Portal) «протей, хамелеон, человек во множестве обличий». Порталь родился в Байонне в 1935 году. В 1959 году с блеском закончил Парижскую Консерваторию (первая премия по классу кларнета), в 1963 году одержал победу на конкурсе в Женеве, а в 1965 — в Будапеште. Одновременно Порталь аккомпанировал эстрадным звёздам и танцовщицам «Лидо» и «Фоли Бержер», играл в танцевальных и джазовых оркестрах. Стал одним из первых европейских приверженцев фри-джаза.

В 1969 году тромбонист Винко Глобакар и Мишель Порталь создали ансамбль современной камерной импровизационной музыки NewPhonicArt. В 1971 году родилась открытая импровизационная структура MichelPortalUnit, привлекавшая лучших музыкантов Европы и Америки, список которых занял бы целую страницу. Мишель Порталь — знаковая фигура мира современной музыки: работал с Пьером Булезом, Лучано Берио, Маурицио Кагелем, Карлхейнцем Штокхаузеном, играл с такими пианистами, как Жорж Плюдермахер, Михаил Рудь, Мишель Дальберто, с виолончелистом Борисом Пергаменщиковым, с альтистом Юрием Башметом, со струнными квартетами Melos, Talich, Orlando. Ещё одна грань таланта Мишеля Порталя — создание музыки к кино. Трижды он получал César — высшую кинематографическую награду Франции.

Мишель Порталь не вписывается в классификации. Единственное, что объединяет его музыкальные и звуковые эксперименты — это страсть к импровизации, раскрытие новых возможностей звука.

В 1996 году Ришар Гальяно и Мишель Порталь записали альбом Blowup. Гальяно так отзывался об этой работе: «Нас объединяют наши различия. Порталь — человек беспокойный, я не знаю никого, кто умеет жонглировать таким количеством жанров и инструментов. Я, напротив, ищу цельность и простоту. Игра с Порталем — настоящая авантюра: приходится всегда быть начеку». Мишель Порталь, безусловно, профессионал высочайшего класса. Во время концерта он то и дело меняет кларнет и бас-кларнет на сопрано-саксофон, а последний — на бандеон — разновидность гармоники, с которой он управлялся так же легко и непринуждённо, как и с духовыми. Аккуратные и лиричные соло на сопрано-саксофоне, который сменяются густым чарующим голосом бас-кларнета, диапазон которого используется маэстро целиком, без остановок в каком-либо одном регистре. Причём Порталь не ограничивается традиционным использованием инструментов — он играет на бас-кларнете без мундштука, поёт и говорит в него, просто дует, создавая шумовые эффекты.

Мишель Порталь выступит с пианистом Джеки Террасоном (Jacky Terrasson). «Чёрный» парижанин Террасон — джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег и слушателей со всего мира. Всё началось в 1993 году, когда Jacky Terrasson получил первый приз на престижнейшем конкурсе пианистов им. Телониуса Монка в Вашингтоне. Этот успех облегчил ему путь к первому альбому на лейбле Blue Note, названному просто Jacky Terrasson, а после этого привёл напрямую к работе с мировыми джазовыми звёздами. Он начал сразу с совместных проектов с Бетти Картер, Дайаной Ривз, Ди Ди Бриджуотер и Джимми Скоттом.

Газета New York Times включила его в список тридцати самых перспективных джазовых музыкантов (рядом с Патрисией Барбер и Уинтоном Марсалисом). С особенным энтузиазмом джазовая пресса восприняла его совместный с Кассандрой Уилсон альбом Rendezvous (1997). Последний альбом пианиста A Paris... принёс слушателям коллекцию джазовых обработок самых известных французских песенных мелодий. Здесь и Жак Брель, и Эдит Пиаф — это чистая лирика, навевающая атмосферу Парижа 50-х гг.


Читайте также

Третий фестиваль французского джаза Le Jazz
Le Jazz 2008

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?