Sonny Rollins

Sonny Rollins

Сонни Роллинс — не только самый «долгоиграющий» тенор-саксофонист эпохи bebop и hard bop, но и один из величайших джазовых саксофонистов всех времён. Его подвижные и гармоничные новаторские идеи, а также доступный к восприятию звук повлияли на несколько поколений музыкантов. Известный по прозвищу «Newk», он проходил обучение у знаменитых bop-мастеров — от Bud Powell и Miles Davis до Max Roach и Clifford Brown. После выхода в 1956 году классического альбома Saxophone Colossus Sonny Rollins был признан лучшим джазовым тенор-саксофонистом. Год спустя, после релизов Way Out West и Night at the Village Vanguard (двух первых выступлений созданного им бесфортепианного трио), он начал сольную карьеру. Несколько его композиций, в том числе Oleo и Doxy, являются классикой джазовых стандартов. Однако, Rollins дважды делал паузы в карьере. Первый раз с 1959 по 1961 год — в эти годы джазмен почти каждый день играл на валторне на Вильямсбургском мосту в Нью-Йорке. Этот перерыв вылился в альбом The Bridge, вышедший в 1962 году. Во второй тайм-аут, с 1969 по 1971 год, артист совершил духовное путешествие на Ямайку и в Индию. После возвращения он изменил стиль и в какой-то степени интонацию своего звучания — ярким примером этой трансформации является альбом 1978 года Don't Stop the Carnival. Будучи одним из старейших деятелей джаза 1990-х и начала нового века, он доказывал неразрывную связь между историческими корнями музыки и современностью. В 2000 году Sonny Rollins получил премию «Грэмми» за пластинку This Is What I Do и в 2005 году за альбом Without a Song: The 9/11 Concert, а также награду Lifetime Achievement Award.

Theodore Walter Rollins родился 7 сентября 1930 года в Нью-Йорке и рос вместе со старшим братом, который играл на скрипке. В возрасте девяти лет Rollins начал брать уроки игры на фортепиано, но позже забросил их; в старших классах начал играть на альт-саксофоне, а после окончания школы перешёл на тенор и стал выступать на местных концертах. В 1948 году он записал композицию с вокалисткой Babs Gonzales, затем с Bud Powell и Fats Navarro, а его первая сольная композиция Audubon была записана при участии J. J. Johnson. Вскоре после этого, уже в 1951 году, Rollins начал выступать с коллективами под руководством Tadd Dameron, с чикагским барабанщиком Ike Day и знаменитым Miles Davis, а позже записал собственные композиции с Kenny Drew, Kenny Dorham и Thelonious Monk.

В 1956 году Rollins сделал большой шаг вперёд и присоединился к знаменитому ансамблю Max Roach & Clifford Brown, а ещё через год сформировал собственное легендарное трио с басистами Wilbur Ware / Donald Bailey и барабанщиками Elvin Jones / Pete La Roca. Трио выступало в джазовом клубе Village Vanguard в Нью-Йорке, их сессии получили награды журналов Downbeat и Playboy, а сами записи были сделаны для таких лейблов, как Prestige, Riverside, Verve, Blue Note, Columbia и Contemporary Records. Всё это ознаменовало восходящую звезду Сонни Роллинса. Альбомы Tenor Madness (совместно с John Coltrane), Saxophone Colossus (с давним партнёром Tommy Flanagan) и Way Out West (с Ray Brown и Shelly Manne), а также сотрудничество с Modern Jazz Quartet, Clark Terry и Sonny Clark прочно утвердили Sonny Rollins в качестве настоящей суперзвезды. Он также получил прозвище «Newk» за внешнее сходство с Don Newcombe — питчером бейсбольной команды Brooklyn / Los Angeles Dodgers.

В период с 1959 по 1961 год Sonny Rollins искал духовный путь своей жизни. Он посетил Японию и Индию, изучал йогу и дзен. До 1962 года Rollins не выступал, а когда вернулся на сцену, то выпустил новаторскую и во многих отношениях революционную пластинку The Bridge, совместно с гитаристом Jim Hall на лейбле RCA Victor / Bluebird. Sonny Rollins начал сотрудничать с трубачом Don Cherry и записал несколько оригинальных пластинок для лейблов RCA Victor, MGM / Metro Jazz и Impulse! После он выпустил ещё один релиз вместе со своим кумиром Coleman Hawkins и вновь покинул сцену в 1968 году. К 1971 году Rollins совершает бодрое возвращение и выпускает ряд успешных пластинок для лейбла Milestone, которые сократили разрыв между contemporary jazz и fusion jazz тех времён. Одним из самых ярких его альбомов был The Cutting Edge с записью выступления джазмена на фестивале в Монтрё в 1974 году. По мере того, как карьера артиста вбирала в себя стили calypso, funk и post-bop, она не только возродилась, но и получила новый импульс. В 1978 году Rollins гастролировал вместе с группой Milestone Jazz Stars, McCoy Tyner и Ron Carter, он также стал известен как шоумен и хедлайнер крупных фестивалей.

В число лучших записей второй половины карьеры Sonny Rollins входят Easy Living, Don't Stop the Carnival, G-Man, Old Flames, Plus Three, Global Warming, This Is What I Do и Without a Song: The 9/11 Concert. Он много работал с гастролирующими и записывающими группами, в состав которых входили бас-гитарист Bob Cranshaw, тромбонист Clifton Anderson, пианисты Tommy Flanagan и Stephen Scott, клавишник Mark Soskin, гитаристы Bobby Broom и Jerome Harris, перкуссионист Kimati Dinizulu и барабанщики Jack DeJohnette, Perry Wilson, Steve Jordan и Al Foster. Sonny Rollins основал собственный лейбл Doxy, на котором в 2006 году выпустил альбом Sonny, Please.

Разменяв восьмой десяток, Rollins продолжал выступать и появился в трёхтомной серии альбомов Road Show, также выпущенной на Doxy и Okeh. В 2010 году джазмен был награждён Национальной медалью США в области искусств. В 2011 году британский режиссёр Dick Fontaine снял об артисте документальный фильм Beyond the Notes, но уже через год из-за проблем со здоровьем Rollins перестал появляться на публике. В 2016 году был издан альбом Holding the Stage, который стал дополнением к серии Road Show, но уже через год Rollins объявил об окончательном завершении своей карьеры, выразив лёгкое разочарование тем, что в художественном плане ему не удалось достичь всего, чего он хотел.

sonnyrollins.com


Альбомы

Все артисты

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?