Joe Zawinul

Джо Завинул (Josef Erich Zawinul) принадлежал к особой категории исполнителей: европеец родом из Вены, столицы традиционной классической музыки, — который «свинговал» так же свободно, как любой американский джазмен, и чей аппетит к росту и переменам оставался неукротимым. Любознательность и открытость Джо Завинула ко всем видам звуков сделали его одной из движущих сил электронной революции в области джаз-рока конца 60-х и 70-х годов, а позже он был практически единственным, кто исследовал слияние джаз-рока и этнической музыки со всего мира. Он был одним из немногих музыкантов, играющих на синтезаторе, которые действительно научились играть на этом инструменте, сделав его выразительной и колоритной частью своего творческого арсенала. До изобретения портативного синтезатора пример Завинула помог электрическим пианино брендов, таких как Wurlitzer и Fender Rhodes, войти в джазовый мейнстрим. Он также стал выдающимся композитором, чьё творчество варьировалось (как и у его кумира Дюка Эллингтона) от проникновенных хитов до масштабных симфонических джазовых композиций, но невзирая на своё классическое образование, Завинул предпочитал записывать музыку на плёнку, а не на бумагу.

В возрасте шести лет Джо начал играть на аккордеоне в своей родной Австрии, а вскоре после этого стал изучать классическое фортепиано и музыкальную композицию в Венской консерватории. Его интерес к джазовому фортепиано, первоначально возникший под влиянием таких исполнителей, как George Shearing и Erroll Garner, вырос до того, что в 1952 году Zawinul начал работать с австрийским саксофонистом Hans Koller и давать концерты со своим собственным трио во Франции и Германии. Zawinul иммигрировал в Соединённые Штаты в конце 1958 года, получив стипендию в Музыкальном колледже Беркли, но, проучившись там всего неделю, уехал и присоединился к джазовому оркестру Maynard Ferguson, с которым работал на протяжении восьми месяцев. В этом же оркестре его впервые заметил именитый американский трубач Miles Davis.

После недолгого пребывания в команде у тромбониста Slide Hampton, с 1959 по 1961 год Zawinul был пианистом у знаменитой Dinah Washington. Затем он месяц записывался с Harry "Sweets" Edison, прежде чем саксофонист Cannonball Adderley пригласил его на место клавишника в своём квинтете. Там Joe Zawinul работал в течение девяти лет, внеся несколько композиций в альбомы Adderley Band, в том числе главные поп-хиты коллектива Mercy, Mercy, Mercy, Walk Tall и Country Preacher. Он в конечном счёте и помог группе Adderley успешно войти в «электронную» эру. Работая совместно с Adderley, Zawinul превратился из пианиста в стиле hard bop в соул-джазового исполнителя, сильно погружённого в блюз, и, в не меньшей степени, в исследователя джаз-рока на электрических клавишных инструментах. Ближе к концу своей карьеры с Adderley (1969-1970) он оказался в самой гуще новой джаз-рок сцены, записав несколько новаторских пластинок с Майлсом Дэвисом, в том числе заглавную песню альбома In a Silent Way.

После записи сольного альбома, озаглавленного Joe Zawinul, Джо покинул Adderley и в ноябре 1970 года основал группу Weather Report вместе с американским саксофонистом Wayne Shorter и чешским басистом Miroslav Vitous. Weather Report предоставила всё более уверенному в себе Завинулу платформу для своего дальнейшего развития по мере того, как разгорался и развивался его интерес к динамичным ритмам и музыке Африки и Ближнего Востока. Постепенно он отказался от электронных пианино в пользу серии всё более совершенных синтезаторов, которыми он овладел до невероятного уровня мастерства. Исполнители, окрестившие синтезаторы «бесчувственными машинами», не поверили бы такой выдающейся способности освоить этот инструмент. Со временем Weather Report стали популярной группой, которая привлекла аудиторию не только джаза и прогрессивного рока, в немалой степени благодаря хиту Birdland, написанного Завинулом.

Когда в 1985 году пути Завинула и Шортера окончательно разошлись, Джо отправился в сольное турне в сопровождении лишь клавишных и ритм-машин. Однако, уже на следующий год он вернулся с коротким продолжением проекта Weather Report под названием Weather Update, который во время своего существования не издал ни одной записи. Weather Update быстро превратился в другой проект под названием Zawinul Syndicate, который на протяжении десятилетия всё больше склонялся к звучанию world music. Завинул вновь проявил интерес к своим европейским корням, с 1987 по 1994 год сотрудничая с венским пианистом-классиком Friedrich Gulda. В 1993 году они вместе записали полномасштабную классическую симфонию Stories of the Danube. В 2002 году он выпустил Faces & Places — свой первый за несколько лет студийный альбом, в котором приняли участие музыканты из разных стран. В дальнейшем он записал ещё несколько альбомов, включая Midnight Jam (2005) и Brown Street (2007), который, к сожалению, оказался его последним прижизненным альбомом.

Завинул исследовал новые музыкальные направления в тот период своей жизни, когда большинство джазменов уже давно встали на выбранный путь, и его влияние на джаз несколько ослабло из-за постепенного ухода джазового мейнстрима в сторону акустического post-bop. Но в XXI веке world music продолжает проникать в джазовый мир, а вдохновляющая музыка позднего Завинула звучит актуально и по сей день, укрепляя его репутацию как пророка в мире джаза.


Альбомы


Аудио

Bimoya
Black Water
King Hip
March of the Lost Children
Medicine Man
Orient Express
Slivovitz Trail
The Harvest
Waiting for the Rain


Читайте также

Weather Report

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?