James Brown

«Soul-проповедник номер один», «крёстный отец soul», «мистер Динамит» — Джеймс Браун (James Brown) заслуживает эти определения больше, чем кто-либо. Некоторые артисты были более популярными, некоторые — не менее талантливыми, но лишь немногие чёрные исполнители смогли оказать подобное влияние на развитие популярной музыки. И пожалуй, ещё ни один артист не достиг того уровня, который демонстрировал Джеймс Браун на концертах, — его выступления всегда были образцом выносливости на сцене и тщательного посекундного планирования.

Невзирая на сильный уклон в сторону госпела и ритмическую сложность своих пьес, Джеймс Браун был ключевой фигурой сразу в двух революциях чёрной американской музыки. Сначала он смог превратить ритм-н-блюз в соул, а потом, по мнению многих, в конце 60-х превратил соул в фанк. В 70-е годы, несмотря на его музыкальные достижения, Брауна преследовали финансовые проблемы и неурядицы с законом, и он даже угодил в тюрьму на несколько лет. Тем не менее, сегодня его творчество влиятельно как никогда, его голос и ритмы сэмплированы бесчисленное количество раз на хип-хоп-записях, а критики всё же признали все его музыкальные инновации наиболее важными в соул- и рок-музыке.

История пути Джеймса Брауна к вершинам славы полна героических, трагических, а порой и мистических эпизодов. Он родился в 1933 году на бедном американском Юге и уже в конце 40-х был осуждён за попытку вооружённого ограбления. При содействии семьи певца Bobby Byrd будущего «крёстного отца соул» выпустили досрочно, после чего Браун отправился с ним в концертный тур. Их первая совместная группа, The Flames, стала довольно известной к середине 50-х и подписала контракт с Federal/King, выпустив очень успешный r&b-сингл Please, Please, Please. К тому моменту The Flames превратились в James Brown & The Famous Flames — харизма певца, его энергия и талант уже сделали из него звезду первой величины.

Все следующие синглы Брауна на протяжении двух лет были неудачными, он искал свой собственный стиль, основанный, в частности, на заимствованиях из музыки Roy Brown, Hank Ballard, Little Richard и Ray Charles. Тогда он был в том же положении, что и множество других r&b-однодневок той поры, — талантливые певцы нуждались в хороших песнях, без которых невозможно было рассчитывать на оригинальность. Только нечеловеческая целеустремлённость и потрясающее трудолюбие позволили Джеймсу Брауну достичь успеха там, где сотни других артистов потерпели неудачу. Контракт с King в конце 1958 года уже был на грани разрыва, когда его старания, наконец, были вознаграждены — композиция Try Me достигла первой позиции в r&b-чартах, а несколько последующих синглов закрепили его успех.

К 60-м годам его музыка становится жёстче; Браун вводит более сложные джазовые и latin-ритмы в таких хитах, как Good Good Lovin', I'll Go Crazy, Think и Night Train. Чёрная аудитория уже знала Джеймса как яркого концертного исполнителя, но по-настоящему всесторонний успех пришёл к артисту после выхода его Live at the Apollo в 1963 году. Альбом, запечатлевший всю энергию живого выступления и его артистическую, выверенную спонтанность, достиг второй позиции в чарте альбомов: беспрецедентное событие для r&b-пластинки!

Впрочем, Live at the Apollo был записан и издан вопреки мнению лейбла King, поэтому Браун начал искать новых партнёров. В 1964 году он проигнорировал свои обязательства по контракту с King, выпустив сингл Out of Sight на другой студии, Smash, и положил таким образом начало длительными судебным разбирательствам, на год прервавшим выход записей с его вокалом. В 1965 году певец всё же достиг компромисса с King, и по новому контракту он имел намного больший контроль над изданием своих релизов.

С выходом композиции Out of Sight для Джеймса Брануа началась новая эпоха. Некоторое время он шёл в сторону постепенного упрощения текстов песен, в которых слов становилось примерно столько же, сколько и ярких эмоциональных выкриков. Ритмы становились более сложными, а общее звучание, сдобренное духовыми, тяготело к джазовому. Сингл Out of Sight в момент выхода не называли словом «фанк», но все его основные компоненты присутствовали. Этот стиль был доработан и доведён до совершенства в композиции Papa's Got a Brand New Bag, которая открыла дорогу популярности Брауна у белой аудитории, достигнув первой десятки в рейтингах. Последовавший за ним сингл I Got You (I Feel Good) добился даже большего успеха, попав на третье место.

James BrownЭти хиты положили начало периоду популярности и коммерческого успеха певца. С 1965 и до конца десятилетия его синглы редко покидали r&b-чарты, он постоянно выступал с концертами, которые транслировались по телевидению, и даже встречался с вице-президентом США как представитель негритянского сообщества. Его музыка достигла своего артистического расцвета — мелодия была умело распределена в ритмическом рисунке, а тексты скорее напоминали поток сознания, часто обращаясь к темам секса и гордости «чёрного» самосознания. Великолепное звучание достигалось участием в группе первоклассных музыкантов, таких как саксофонисты Maceo Parker, St. Clair Pinckney и Pee Wee Ellis, гитарист Jimmy Nolen, бэк-вокалист и давний друг Брауна Bobby Byrd и барабанщик Clyde Stubblefield.

Браун был блестящим лидером группы и её строгим администратором, что в конце 1969 году привело к демаршу всех её участников. Удивительно, но Джеймс смог обратить это себе на пользу, пригласив молодую команду из Цинцинатти под названием Pacemakers с участием братьев Коллинс — Catfish Collins на гитаре и Bootsy Collins на бас-гитаре. Хотя они играли вместе с Брауном всего год, им удалось внести свой вклад в «утяжеление» его фанка, выводя на первое место ритм и музыкальную основу композиции. Коллинсы, в свою очередь, разумно распорядились полученным опытом, присоединившись в дальнейшем к проекту Parliament Funkadelic.

В начале 70-х многие из наиболее важных участников группы Брауна 60-х вернулись на сцену под названием J.B.'s. Сам артист продолжал штурмовать чарты ударными хитами, однако, критики начали отмечать, что Браун отходит от завоёванной поп-аудитории и постепенно начинает повторяться. Стоит отметить, что все хиты того периода были написаны для прослушивания в популярных в то время музыкальных автоматах, а не в проигрывателе компакт-дисков в составе альбома, как это принято сегодня.

К середине 70-х слава Брауна начала постепенно затухать. Его, казалось, покинули новые идеи, первые места в чартах всё чаще занимало диско, а его финансовую империю преследовали налоговые службы. Он записал ещё несколько удачных хитов и всегда мог рассчитывать на тёплый приём энтузиастов на «живом» концерте, но к 80-м ни один лейбл не издавал его записи. С ростом популярности рэпа, который часто сэмплировал старые записи J.B.'s, Браун внезапно стал круче, чем когда-либо. В сотрудничестве с Afrika Bambaataa он записывает ударный хит Unity и снова попадает в верхнюю десятку с синглом Living in America. Рок-критики, до того ставившие Брауна значительно ниже других популярных соул-артистов, начали заново оценивать его вклад, в особенности музыкальный материал из его фанк-периода, а некоторые даже провозгласили его самым важным чёрным артистом рок-эпохи.

В 1988 году личная жизнь Джеймса Брауна пошла под откос из-за получившего широкую огласку инцидента с его женой, которая обвинила его в угрозе насилия и нанесении побоев. После года туманных судебных разбирательств и бессчётных попыток улаживания своих личных проблем Браун был задержан полицией на шоссе, пытаясь уйти от погони. Перед этим, по некоторым утверждениям, он угрожал оружием невинным людям, и в итоге певец был приговорён к шести годам заключения, что многие сочли чрезмерным наказанием. По прошествии двух лет Браун был выпущен из тюрьмы комиссией по условно-досрочному освобождению.

На протяжении 90-х Браун продолжал выступать и записывать новые альбомы, такие как Love Over-Due (1991), Universal James (1992) и I'm Back (1998), и хотя ни один из них нельзя считать его важной работой, они вернули интерес публики к его раннему творчеству на уровень 70-х годов, причём не только среди рэпперов и ди-джеев. Одной из причин успеха явилась правильная подача его музыкального наследия — лейбл Polygram тщательно реорганизовал хаотичную и разрозненную дискографию артиста, переиздав его работы в серии Star Time.

jamesbrown.com


Альбомы


Аудио

Body Heat
Cold Sweat
Coldblooded
Funky Side Of Town
Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine
I Got You (I Feel Good)
I'll Go Crazy
I'm Shook
Just Do It
Living In America
Out of Sight
Papa's Got A Brand New Bag (Part 1)
Please Please Please
Say It Loud (I'm Black and I'm Proud)
Soul Power
Sportin' Life
Standing On Higher Ground
Sunshine
The Original Disco Man
The Payback
Think [live]
Time To Get Busy
Try Me!


Читайте также

JB Horns
Maceo Parker
Sly & The Family Stone
Фанк

Назад

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?