Хотелось бы не идти проторенным путём...

28 февраля 2005 г.

Напряжение царило на джазовой сцене Санкт-Петербурга в период с конца 90-х и до начала нынешнего XXI века. Музыка была агрессивной. Она хватала за грудки и заставляла участвовать.

Но тут появился Solar Project. Это было что-то другое, особенное. Музыка Solar Project была спокойна и радужна. Энергетика тонизировала. Было хорошо её слушать. И музыканты раскрывались. Неожиданно и трогательно.

С тех пор состав почти не изменился, в группе играют: Игорь Шилов (труба), Виктор Матвеев (гитара), Александр Алексеев (клавишные), Филипп Мещеряков (бас), Дмитрий Шварц (ударные), Андрей Ненахов (перкуссия).

«Даже, если мы не участвуем, скажем, в политической жизни, мы всё равно в ней участвуем. Молчание не есть бездействие. Промолчав, мы можем потерять место. Такое происходит в политике, то же случается и в музыке».

«Существует сильное соответствие человеческих качеств артиста, его интеллекта, образа жизни, манеры общения с подачей музыки. Музыка и люди находят друг друга».

Игорь Шилов


— С чего началась команда?

Игорь Шилов: Идея возникла давно, лет пять назад. Тогда же появилось и название. Были попытки играть с другими музыкантами, но через пару концертов мы расходились. Вдруг всё развернулось.

Есть в нашем коллективе ключевые фигуры. Первой такой фигурой стал Витя Матвеев. В какой-то момент я открыл для себя, что с некоторыми музыкантами могу больше, в десять раз больше, на порядок. Витя — один из таких. С ним мне всегда было удобно. Потом к нам добавился барабанщик Лёша Шихов. Мы попросили его играть вместо свинга что-то под хип-хоп, и таким образом ощущение спокойствия передалось и в ритм. Тут-то у меня и включилось: надо это делать, надо продолжать.

Тогда у нас не было особо своих идей. С приходом Сани Solar перешёл в оригинальную сферу. А оригинальность делает музыку ещё интересней. Саня — тоже ключевая фигура.

Следующим стал Андрей. Его роль в нашем коллективе огромна. Он человек как бы со стороны, потому что он крутился в другом музоне — электроника, хип-хоп. Андрей привнёс в Solar другой взгляд и свою энергию.

— Довольно часто к вам добавляется ещё кто-нибудь, иногда во время концерта, и тогда в концерте, как ты сам однажды сказал, появляется «элемент бардака»...

И.Ш.: Да. Можно сделать форму, можно её именно сделать и крутить из концерта в концерт, не обращая внимания ни на что, даже на то, нужна она в этот момент или не нужна. А можно идти по пути ощущения. В каждый момент тебе должно быть интересно. Ты должен чувствовать, что ты не просто отыгрываешь концерт, а ты играешь свободную музыку.

— Что для вас значит свободная музыка?

Александр Алексеев: Есть какие-то определённые фишки, которые нам известны. Из них мы составляем мозаики доступными нам средствами.

— То есть?..

И.Ш.: Фишки — это что-то, что нам нравится. В гармонии, ритме. Но есть стандартные фишки, стандартные формы. Скажем, джазовая форма, когда по очереди идут импровизации, для меня стандартна. Такая форма уже замылила нам мозги. И мы все в этом варимся. Всё же у нас есть огромное желание не утонуть в этом, не умереть.

Джаз существует. Он зародился не в нашей стране, но он есть и будет существовать помимо нас. Но если мы будем идти по тому, что уже протоптано, то мы не придём к чему-то новому, потому что старая колея глубока. Зачем впитывать чужие эмоции, которые кто-то когда-то испытал и вложил во что-то?

— Вернёмся к фишкам и свободной музыке. Значит, у вас есть индивидуальные фишки... Саня, в чём ты ловишь фишку? Ты играешь со звуком? Ищешь красивые гармонии?

А.А.: Я ищу красивые гармонии, построенные необычно,... чтобы это было непредсказуемо. Когда ты не знаешь, что будет дальше. То есть я знаю, а человек, который со мной играет — нет.

— Тебе нравится удивлять?

А.А.: Может быть. Но удивлять не какой-то замороченностью, а простотой, лаконичностью. Минимальными средствами. Вот я живу здесь три года и пока очень мало слышал того, что бы меня удивило. Я всё время слышу переделки, отсылки к кому-нибудь. Сам я стараюсь от этого уходить, правда, тоже не всегда получается.

И.Ш.: Да, существует такой момент, и в этом я вижу другую крайность — это желание играть что-то ни на что не похожее. Но так можно уйти в полный хаос и тоже утонуть в примитивизме.

А.А.: Но в хаос я уходить не хочу.

И.Ш.: Вот в том-то и дело, что истина где-то посередине. В правильной форме.

— Итак, у каждого из вас есть индивидуальные фишки, которыми вы друг за друга цепляетесь...

И.Ш.: Да, так в любой команде.

— В музыке есть разные стилистические острова, островки. Что вы ищете?

И.Ш.: В идеале каждый из нас хотел бы найти свой остров. По большому счёту у нас этого никто не делает.

— У нас это где? В Питере? В России?

И.Ш.: Вообще в России. Это не значит, что здесь плохо. Может быть, это время такое.

— Меня это волнует, кстати. А тебя?

И.Ш.: Нет. И не дай Бог волноваться по этому поводу. Не дай Бог с кем-то бороться, кому-то что-то навязывать. Мы не должны этого делать. Для чего я играю? Это для того, чтобы пусть маленький кусочек, но он получился. Получился гармоничным. Для меня важен процесс.

— Саня, а ты борешься?

А.А.: Да.

— С чем?

А.А.: С кем?.. С ним.

— С Гошей?

А.А.: Да. Но я бы не хотел с ним бороться.

— Ты нападающий...

А.А.: Мы все полузащитники.


Сегодня музыка Solar Project изменилась. В ней появились сумеречные ноты. Музыка стала напоминать пограничные состояния. Что-то между...

Идти впотьмах трудно. Одному, вдвоём, командой... Это опасный путь, но он может привести в будущее. Мало кто отваживается быть путником. Solar Project — одни из тех немногих.

Елена Насонова
журнал «Art & Times»
№ 2, 2005

Все статьи

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?